Меню KDT

logo.png?_=1494395527

школа-гимназия №3 города Нур-Султан


Тел. +7(7172)501695, +7(7172)501696

Статичная страница

Работа с родителями

по проблеме школьной адаптации.

Первый раз в первый класс

Уголок школьника.

·Первое требование при обустройстве уголка школьника – безопасность для здоровья ребёнка. (не красота, не под цвет обоев…)

·Желательно, чтобы мебель была изготовлена из натуральных древесных материалов ( клён, сосна, берёза, бук), не выделяющих никаких вредных веществ. Либо ДСП, покрытого сверху меламином, это дешевле.

·Потребуется обязательных три предмета мебели: стол, стул, полка для книг.

·Необходимо подумать о качественном освещении рабочего места.

·Стул должен быть с твёрдой спинкой. У сидящего на стуле ребёнка ноги должны упираться в пол и согнуты в коленях под углом 90 градусов.

·Стол можно приобретать готовый компьютерный. 120*60см, желательно с закруглёнными углами. Монитор располагается на расстоянии 50 см от глаз. Край стола – на уровне груди ребёнка.

·Свет должен падать слева у правши. У левши – наоборот.

·Книжная полка должна быть доступна ребёнку.

·Позаботьтесь о настольной лампе.

·Желательно, чтобы в комнате присутствовали зелёные растения.

·Уберите из поля зрения ребёнка предметы, отвлекающие от основных занятий

Ранец первоклассника.

·Первое требование – прочность и простота использования, (моющийся, водонепроницаемый, вместительный ( нежелательны кожзаменитель и плёнка)

·Ручки должны быть прочными, желательно, простроченными, регулируемыми по длине, шириной от 4 см.

·Должны быть регулировочные элементы (желательно металлические или из прочного пластика)

·К креплениям лямок, застёжкам и молниям – такие же требования

·Ранец должен быть удобен при ношении

·Прилегающая к спине сторона должна быть плоской и достаточно мягкой (желательно иметь ранец с ортопедической спинкой)

·Днище должно быть плоским и прочным

·Вес ранца с вещами не должен превышать 10% веса самого ребёнка. (значит сам ранец, без вещей должен быть максимально лёгким, 500-800 грамм), можно на колёсиках.

·Ширина ранца не может быть шире плеча первоклассника.

·Загружают ранец следующим образом: учебники и книги – ближе к спине. В среднем отделении – тетради и пенал, снаружи – карманчик для бутылки с водой и других вещей.

·Гигиенические нормативы веса школьной сумки с содержимым:

o1-2 класс - 1,5кг

o3-4 класс - 2,5кг

o5-6 класс - 3 кг

o7-8 класс - 3,5кг

o9-11 класс - 4 кг

·Выбирайте ранец вместе с ребёнком, он должен ему понравиться, учитывайте гендерные различия.

Помощь родителей

первоклассникам в период адаптации

(привыкания к школе).

·Провожайте и встречайте ребёнка

·Повторяйте правила дорожного движения

·Беседуйте с ребёнком о школьных делах, новостях, уроках, заданиях, переменах, друзьях, что понравилось, что огорчило, что заинтересовало…

·Поддерживайте и вселяйте надежду, настраивайте на позитивный лад

·Рассказывайте о своих школьных годах

·Почаще хвалите, искренне радуйтесь любым победам и успехам

·Старайтесь не ругать, если ребёнку что-то не понятно, спокойно объясните. У ребёнка, как и у всех есть право на ошибку, он учится.

·Не оскорбляйте и не обзывайте ребёнка

·Составьте режим дня и учите его соблюдать ( предусмотрите отдых 15-20 минут через каждые 30 минут занятий дома и прогулку на свежем воздухе)

·Оборудуйте рабочее место школьника

·Поначалу садитесь вместе выполнять домашние задания. Постепенно отстраняйтесь от совместного выполнения уроков, предоставляя ребёнку больше самостоятельности и оставляя за собой функцию контроля

·Привлекайте ребёнка к домашним делам (мытью посуды, уборки своей комнаты…)

·Живите интересами своих детей

·Чаще беседуйте с учителем (мы делаем одно общее дело)

·Знакомьтесь с новыми друзьями ваших детей

·Будьте внимательны к жалобам детей на недомогание (это может быть признаком дезадаптации)

·На адаптацию первоклассников к школе отводится две четверти (если за это время ребёнок не привык к школе, нужно обращаться к специалистам)

 

Мини-лекция о проблемах адаптации.

Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдёт в школьный класс. Сейчас вас волнуют вопросы: готов ли ребёнок, как будет учиться, как ему помочь…

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.

Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребёнка.

В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребёнка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать всё время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ними и с другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребёнок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Для начала давайте вспомним свои школьные годы. Я буду задавать вопросы, а вы поднимайте руку, если хотите ответить «да»

1.Кто любил выходить к доске?

2.Кто любил свою первую учительницу?

3.Кто хотел бы на день стать первоклассником?

4.Кому нравились уроки пения?

5.У кого был значок октябрёнка?

6.Кому нравилось дежурить по классу?

7.Кто любил в школе читать стихи наизусть?

8.У кого был ровный почерк?

9.Кто ни разу не забывал тетради, учебники и дневник?

10.У кого было примерное поведение в первом классе?

11.Кто умел читать до прихода в первый класс?

12.Кому нравилось учение больше, чем каникулы?

13.Кому ни разу не делали в школе замечания по поводу внешнего вида?

14.Кто ни разу не получал двоек?

15.Кто хотел в детстве стать учителем?

16.Кто подделывал оценки в школе?

17.Кому удавалось заглянуть в тетрадь соседа по парте?

18.Кто до сих пор поддерживает отношения с одноклассниками?

19.Кто в школе учился в классе с литерой «В»?

20.У кого была форма коричневого цвета?

Будем считать, что вы все «в теме». Мы считаем, что вы вместе со своими детьми идёте в первый класс. Я сейчас попробовала наладить с вами контакт. Главная задача ваших детей, наладить контакт со сверстниками в школе. Благополучные отношения первоклассника с одноклассниками – условие успешного обучения ребёнка в школе. При затруднениях в общении со сверстниками ребёнок постоянно находится в состоянии напряжения, что приводит к повышенной нервозности и утомляемости, к конфликтам с одноклассниками, к формированию негативного отношения к школе и учению.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе – готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения.

Дети, по тем или иным причинам не готовые к систематическому обучению, в дальнейшем испытывают трудности в адаптации к школе и освоении учебной программы.

Готовность к школе не определяется только социальной готовностью, в которую входят самооценка, развитие самоконтроля, уровень притязаний и потребность в достижениях и т.д.

Готовность к школе – это такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов:

1.Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклашки болеют.

2.Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие и оптимальные варианты реакции на новые условия.

3.После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение АД (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники в 1-й четверти жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения могут стать также капризность детей дома, снижение способности к регуляции поведения.

Будет нелишним вспомнить обо всём этом прежде, чем упрекать ребёнка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей.

Дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, причём желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребёнок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация. Независимо от того, когда ребёнок пошёл в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7(6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а всё, что имеет отношение к учёбе, становится более ценным.

Такие изменения происходят в психике ребёнка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребёнка – это вопрос его психологической готовности к школе. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребёнок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребёнку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не будет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую по правилам, которые нравятся ему самому или совсем без правил.

В период 6-7 лет происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Цепь неудач (в учёбе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребёнка.

Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для такого ученика часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознаёт, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а также жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.п.

Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребёнку, что вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребёнка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжать водить его в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Благоприятные факторы социальной среды, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М.Чуткиной)

1.Полная семья. 77,6%

2.Высокий уровень образования отца 88%

3.Высокий уровень образования матери 83%

4.Правильные методы воспитания в семье 95%

5.Отсутствие конфликтов и алкоголизма в семье 93%

6.Положительное отношение учителя 0 класса 63%

7.Положительное отношение учителя 1 класса 60%

8.Функциональная готовность к обучению в школе 87%

9.Благоприятный статус ребёнка в группе до школы 86%

10.Удовлетворённость в общении со взрослыми 74%

11.Адекватное осознание своего положения в группе98%

Некоторые уроки сказки «Колобок»

применительно к нашей ситуации.

А сейчас предлагаю вам прослушать всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и прошу принять активное участие в её разборе.

сказка

Уроки, заповеди, выводы, мораль…

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок

Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства

Поскребли, помели, получился Колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без присмотра

Покатился Колобок по дорожке и встретился там сначала с зайцем, потом с медведем, потом с волком

Третья заповедь: научите ребёнка общаться с окружающим миром

Встретилась ему лиса – ласковая, хитрая

Четвёртая заповедь: научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей

Съела лиса Колобка

Пятая заповедь: научите ребёнка самостоятельно, с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций

 

Как оказать ребёнку помощь в адаптации к школе?

Ребёнку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает (но не сравнивать с другими детьми, с эталонами).

1.Не показывайте ребёнку свою озабоченность его школьными успехами

2.Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребёнка и смещайте фокус своего внимания с учёбы на отношения ребёнка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3.Подчёркивайте и выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребёнок более успешен, помогая тем самым обрести веру в себя.

Всё это поможет снижению тревожности, а так как ребёнок на уроках всё же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Нельзя допустить, чтобы ребёнок был замкнут на своих школьных неудачах.

Все замечания свести к минимуму, когда ребёнок «фокусничает», а главное – к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребёнок и добивается. Ваша эмоциональность для такого ребёнка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечь внимание.

Наказывать за истерики можно одним способом – лишением общения (причём спокойно, а не демонстративно).

Главная награда – это доброе, любящее, открытое доверительное общение в те минуты, когда ребёнок спокоен, уравновешен, что-либо делает (хвалите его деятельность, работу, а не самого ребёнка, он всё равно не поверит).

 

Выступление на родительском собрании

психолога школы Вишневской Л.А.

«Родителям будущих первоклассников и не только…»

 

Итак, до первого сентября остались считанные деньки. Все готовы. Всё готово. Школа отремонтирована, всё куплено, дети в нетерпении, родители в тревоге.

Адаптация.

Школьники любого возраста обязательно проходят процесс адаптации к школе после каникул.

Адаптация это приспособление, привыкание к новым условиям. Всё дело в сроках и в значимости этого процесса. Сегодня мы говорим о первоклассниках. Им на адаптацию отводится самое большое время: две четверти. Но обычно им хватает и одной, то есть полтора месяца. Как правило, этот процесс проходит довольно гладко, потому что у первоклассников положительный эмоциональный фон, они хотят в школу, они готовы к переменам, они настроены на учёбу, они хотят быть взрослее, быть школьниками.

К чему же им надо адаптироваться? Первоклассникам надо осознать необходимость учиться и ходить в школу, подчиняться жёстким требованиям педагога и выполнять домашние задания.

Изменяется режим дня. Ребёнок теперь не может спать столько, сколько он хочет и гулять сколько хочет. Его время расписано по минутам. Нам с вами как самым заинтересованным лицам необходимо сделать всё, чтобы адаптация прошла успешно, чтобы у детей не возникли ни трудности со здоровьем, ни психологические проблемы.

Чем мы взрослые можем помочь? В первую очередь, это настрой на учебный год. Лучше это делать заблаговременно. Заранее, желательно уже в середине августа, поменять режим дня. Раньше вставать и раньше ложиться. Желательно с личным примером. Активно отдыхать (особенно на свежем воздухе). Готовиться к предстоящей учёбе (читать, рисовать, лепить, вырезать, конструировать, беседовать…)

Желательно ограничить время просмотра телевизора и игры за компьютером.

В первой четверти, то есть в период острой адаптации не стоит загружать ребёнка дополнительными занятиями в секциях и кружках. И в дальнейшем время ребёнка надо расписать так, чтобы он не бежал из одной школы в другую, едва переводя дух. Он должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причём делать это обязательно днём.

Ребёнок должен гулять на свежем воздухе три с половиной часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребёнка.

У ребёнка должен быть правильный рацион питания. Желательно включить в меню молоко, яйца, печень, рыбу, это для работы мозга. Крупы, бобовые, арахис, семечки, орехи для энергии. Картофель, овощи, фрукты, зелень – для пополнения организма витаминами и микроэлементами.

 

Ещё несколько напутствий:

Ребёнку, начинающему обучение в школе, очень необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Категорически нельзя сравнивать результаты ребёнка с эталоном, и тем более с результатами других, более успешных учеников.

Сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего происходит замыкание порочного круга тревожности.

Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

 

К чему надо быть готовым родителям.

 

1. Ребёнок плохо пишет.

Причина кроется в неразвитых мышцах пальцев, или как мы говорим мелкая моторика рук.

Помочь можете именно вы, родители. Развивается мелкая моторика при мелкой кропотливой работе. Порисуйте с детьми, полепите из пластилина, займитесь конструктором, с девочками вязанием, вышиванием, нанизыванием бус и бисероплетением, вырезанием картинок, аппликацией. Привлеките детей к лепке пельменей или вареников и переборке круп. Делайте гимнастику для пальцев

 

2. Ребёнок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя.

Причина: повышенная отвлекаемостьребёнка на посторонние предметы и занятия. Ребёнок уходит в себя, в свой внутренний мир.

Причиной может быть недостаточность внимания, любви и заботы со стороны родителей и взрослых.

Помощь заключается в эмоциональной поддержке, во внимании к ребёнку. Понаблюдайте, порисуйте, займитесь конструктором, лепкой с детьми. Обеспечьте успех.

 

3. Ребёнок демонстрирует негативизм, нарушает общие нормы дисциплины, при этом хорошо учится.

Причина: недостаток внимания.

Наказание в данном случае служит поощрением для ребёнка. Если хотите его наказать – лишите своего внимания.

 

4. Хроническая неуспешность.

Причины:

  • Недостаточная подготовленность ребёнка к школе (недоразвитая моторика, несформированность произвольного внимания).
  • Тревожность, неуверенность в себе (сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений и семейных конфликтов).
  • Завышенные ожидания родителей.( ожидают только хороших, очень высоких достижений, либо испытывают страх перед школой)

Помощь заключается в устранении причин.

 

5. Вербализм (многословность) (Ребёнок много говорит, у него высокая самооценка, у взрослых завышена оценка его способностей, испытывает трудности с образным мышлением, неспособен решать задачи)

Причина: Высокий уровень развития речи и задержка мышления.

Помощь заключается в развитии образного мышления (рисование, лепка, мозаика, конструирование, аппликация), стимулировании продуктивной деятельности, в придерживании речевого потока.

 

6. Психофизический инфантилизм. (Ребёнок ведёт себя как дошкольник, не считает важными требования школы, самооценка не сформирована).

Причина: школьная незрелость.

Желательно такого ребёнка подержать ещё год в дошкольном учреждении.

 

7.Признаки дезадаптации (страхи самого разного характера; близкие слёзы; перепады настроения; жалобы на головную боль, боль в животе; ребёнок вскрикивает во сне или разговаривает;)

Причина: ребёнку трудно даётся учение, ему неуютно, некомфортно.

Чтобы помочь, надо понаблюдать, поговорить, послушать. Прогуляйтесь вместе перед сном, поговорите по душам. Тонко подойдите к ситуации, выясните отношения с одноклассниками, с учительницей, порассуждайте.

 

8.Ребёнок не справляется с домашними заданиями без помощи родителей. (Дети должны и могут в одиночку справляться с домашней работой)

Причина: неуверенность в себе, тревожность, неумение работать самостоятельно.

  • Нужно так помогать ребёнку, чтобы одновременно развивать его способности и самостоятельность.
  • Объясните своему ребёнку, что вы считаете его способным всё выполнить самостоятельно. Но предупредите: «Если совсем не получается, можешь меня спросить»
  • Предложите проверять задания: «Если хочешь, я посмотрю твои решения позже»
  • Хвалите ребёнка за промежуточные результаты. Это мотивирует и придаёт уверенности.
  • Если дело застопорилось, прежде всего, попытайтесь выяснить, почему это произошло. Задайте вопросы: «Как ты это посчитал?» или «Откуда ты взял эту цифру»
  • Не предлагайте иные способы решения, если ребёнок не может разобраться.
  • Давайте конкретные указания, если ребёнок ошибся: «Ты получил в результате 15, а написал совсем другую цифру» Или решайте примеры в несколько этапов.
  • Не подсказывайте ребёнку, если чувствуете, что теперь он уверенно может делать всё один.
  • Говорите с учителем о пробелах в знаниях вашего ребёнка и советуйтесь. Если вы будете объяснять ребёнку решения так же, как их ему объясняют в школе, вы избежите риска запутать малыша.
  • Ограничьте помощь в выполнении домашних заданий исключительными случаями: долгая болезнь или слишком сложный материал
  • Если вы занимаетесь с ребёнком, пытайтесь не смешиваться и по мере возможности держаться в стороне, позволяя ребёнку самостоятельно думать, решать, считать и формулировать, насколько он сможет.

 

9. Ребёнок плохо просыпается утром.

Причина: не выработан динамический стереотип.

  • Научите пользоваться будильником ( торжественно подарите его личный будильник)
  • .Включите погромче радио или телевизор.
  • Не торопите ребёнка (когда его торопят утром, он делает всё ещё медленнее) Лучше указать точное время («Через 10 минут садимся за стол, через 30 минут выходим из дома»)
  • Не дразните лежебокой, не спорьте, не торгуйтесь за лишние 5 минут сна, лучше поставьте стрелку на 5 минут раньше и разрешите полежать ещё 5 минут.
  • Младших школьников, как и дошкольников, лучше укладывать самим родителям. Перед сном доверительно поговорите с ним, внимательно выслушайте, успокойте страхи, покажите, что вы понимаете ребёнка (тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов и спокойно заснёт)

 

Готовность к школе.

Каждого родителя будущего первоклассника интересует вопрос, готов ли его ребёнок к школе? Ведь от этого будет зависеть не только отношение ребёнка к учёбе, его успеваемость, собственная самооценка, но и отношения со сверстниками и учителями. Обычно к этому вопросу подходят комплексно.

Комплексная готовность – это многокомпонентный показатель развития. А для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы каждый из компонентов был хорошо развит. Комплексная готовность предполагает, что дошкольник уже овладел знаниями, умениями поведенческими и физическими характеристиками, необходимыми для освоения школьной программы и адаптации к новым условиям. Она включает следующие компоненты развития: интеллектуальную, мотивационную, волевую, социальную, физиологическую готовность.

Интеллектуальная готовность определяется наличием запаса конкретных знаний, умений и навыков. Ребёнок должен иметь определённый уровень представлений и мыслительных процессов, соответствующее речевое развитие, познавательную активность.

Мотивационная готовность предполагает наличие у ребёнка положительного отношения к школе и к учению. Мотивация к обучению складывается из познавательной потребности и умения трудиться. У дошкольника должен сформироваться стимул выполнять не только интересные, но и скучные задания. Такое отношение к учёбе у будущего школьника возможно, если он осознаёт, что это входит в его обязанности, и старается выполнять их хорошо.

Волевая готовность подразумевает способность ребёнка контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями и поведением в целом. Наличие волевых качеств у ребёнка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь, доводить дело до конца.

Социальная готовность заключается в формировании у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника. У него должны быть развиты те поведенческие качества, которые обеспечат установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности. Социальная готовность к школе также предполагает у ребёнка адекватную самооценку своих способностей, своей деятельности и её результатов.

Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Физиологическая готовность является фундаментом школьной жизни, так как физически ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня интеллекта, часто испытывают трудности при обучении в школе.

 

Гимнастика для пальцев.

1.Ладони рук положить на стол; Поднять по одному пальцы сначала левой руки, а затем правой и в обратном порядке.

2.Выпрямить кисть левой руки и поочерёдно присоединить безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному и т.д.

3.Левую ладошку плотно прижать к столу и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой палец. Остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх.

4.Сжать пальцы левой руки в кулак и вращать кистью в разные стороны.

5.Левую руку поставить на локоть, разомкнуть пальцы как моно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.

6.Перекатывать маленький шарик (или ластик) на столе с поворотами его в разные стороны.

7.Сложите ровно палочки на столе (спички, кнопки, бусинки…)

 

Несколько советов для заботливых родителей.

 

  • Не заставляйте своего ребёнка заниматься вопреки его желанию. Занятия через силу могут вызвать у него стойкую нелюбовь к учению, школе.
  • Не стремитесь к тому, чтобы Ваш ребёнок знал и умел больше, чем его сверстники.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи и неприятности. Помогайте ему справляться с разочарованиями.
  • Давайте возможности ребёнку самому принимать решения. Умение делать выбор самостоятельно разовьёт в нём чувство самоуважения и ответственность.
  • Приучайте своего ребёнка к самостоятельности в обыденной жизни. Это позволит ему чувствовать себя взрослым.
  • Научите ребёнка содержать свои вещи в порядке. Его успехи в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать своё рабочее место.
  • Никогда не допускайте высказывания, способные вызвать негативные мысли о школе. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Не старайтесь быть дл своего ребёнка строгим учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.
  • Никогда не занимайтесь воспитанием ребёнка, если вы раздражены. Сначала отдохните.
  • Разговаривая с ребёнком, слушайте его внимательно, сопереживая. Поощряйте его любознательность.

 

 

 

Тест для родителей

(на определение готовности ребёнка к школе)

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребёнок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?
  4. Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  6. Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  8. Умеет ли ваш ребёнок читать хотя бы по слогам?
  9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
  10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  11. Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  12. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  13. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  14. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
  15. Любит ли ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т.д.

 

За каждый утвердительный ответ – один балл.

 

Результаты теста:

Если вы ответили утвердительно на 15 вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к обучению в школе. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности в обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

 

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чём ещё нужно потренироваться с ребёнком.

 

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 и менее, вам следует больше уделять времени и внимании занятиям с ребёнком. Он ещё не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придётся очень и очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребёнку овладеть необходимыми знаниями и выработать

введите текст

Блог директора

 
     запись на прием

Единый день приема граждан по личным вопросам директора школы-гимназии Елеубаевой К. К. с участием представителя Попечительского Совета 
+7 777 519 37 16 Карлыгаш Калимжановна

Вторник _______________11:00-13:00
Четвер ________________17:00-19:00


ДАМУ

Телефон доверия


Самғау


Дача взятки

Телефон доверия


ТРАНСПОРТНАЯ КАРТА

Послание президента

Управление образования

Послание президента

Расписание уроков

Choose Colour